Билл Гейтс - Книга о росте во всех смыслах

 

Вацлав Смил - книга Рост

Еще один шедевр от профессора Вацлава Смила.

«Когда я впервые услышал, что один из моих любимых авторов работает над новой книгой, то не мог дождаться, когда смогу взять ее в руки. (Два года назад я уже писал, что жду новых книг Смила так, как некоторые люди ждут следующей части "Звездных войн". И я придерживаюсь этой позиции.) Его новая книга не разочаровала меня. Я не могу согласиться со всем, что говорит Смил, но он остается одним из лучших мыслителей, которые документируют прошлое и видят большую картину». Билл Гейтс

После того, как астронавт Расти Швейкарт впервые посмотрел на Землю из космоса, он описал чувство благоговения, которое с тех пор стало общим для почти каждого космического путешественника: “Вы понимаете, что на этой маленькой сине-белой штуковине есть все, что для вас что-то значит, вся история, музыка, поэзия и искусствои смерть, и рождение, и любовь, все это на том маленьком пятнышке, которое вы можете прикрыть большим пальцем”. НАСА называет эту реализацию “эффектом обзора”. Независимо от того, из какой вы страны, вы возвращаетесь из космоса с ощущением, что наш дом крошечный, хрупкий, и что-то, что мы должны защищать.

Любой, кто читает новую книгу "Рост" Вацлава Смила, новейшую из 39 блестящих книг одного из моих любимых мыслителей, будет сильно впечатлен. Автор, чешско-канадский профессор Вацлав Смил, подходит к вещам с точки зрения ученого, а не астронавта, но он приходит к тому же выводу: Земля хрупка, и “пока еще не слишком поздно, мы должны всерьез взяться за самую фундаментальную экзистенциальную задачу создания чего-либо нового".будущий рост совместим с долгосрочным сохранением единственной биосферы, которая у нас есть”.

Прежде чем я расскажу, как Смил пришел к этому выводу, я должен предупредить вас. Хотя рост-это блестящий синтез всего, что мы можем узнать из моделей роста в естественном и человеческом мире, это не для всех. Длинные разделы читаются как учебник или инженерное руководство. (“График годовых итогов пассажирокилометров, пролетевших всеми авиакомпаниями США в период с 1930 по 1980 год, дает траекторию, которая почти идеально улавливается квартичной регрессией (полином четвертого порядка с r2=0.9998), и продолжение этой модели роста умножило бы уровень 1980 года почти в 10 раз к 2015 году”.) И у него 99 страниц ссылок!

Как пишет Смил, “моя цель-осветить разновидности роста в эволюционной и исторической перспективе и, следовательно, оценить как достижения, так и пределы роста в современной цивилизации... Проще говоря, эта книга имеет дело с реальностью, поскольку она устанавливает рост всего в долгосрочных эволюционных и исторических перспективах и делает это в строгих количественных терминах”.

Когда Смил говорит “рост всего”, он имеет в виду все. Глава 1 представляет множество технических деталей, лежащих в основе трех наиболее распространенных кривых роста, наблюдаемых в нашей естественной и искусственной среде: линейной, экспоненциальной и гиперболической. Даже если вам не нравится математика, не позволяйте этой главе отпугнуть вас, потому что она делает действительно важный момент: она разрушает идею о том, что вы можете взять кривую раннего роста для конкретного развития—например, поглощения смартфона—и использовать ее в качестве основы для прогнозирования будущего.будущее. Да, соучредитель Intel Гордон Мур сделал удивительно точный прогноз об экспоненциальном росте числа транзисторов на чипе. Но даже этот “закон”, вероятно, подходит к концу своего полезного срока службы. Транзисторы теперь настолько малы, что мы сталкиваемся с проблемами, делая их еще меньше.

Следующие несколько глав легче понять. 

Глава 2 посвящена росту живых систем - от микроорганизмов до лесов секвойи и от людей до динозавров. (Кстати, знаете ли вы, что тираннозавр рекс весил лишь немного больше самца африканского слона, а солитер может прожить 25 лет?) Моей любимой частью этой главы была дискуссия Смила о производстве продовольствия, которая поучительна для работы нашего фонда в сельском хозяйстве и хорошо объясняет, какие виды повышения производительности возможны.

В главе 3 он останавливается на теме, которую знает лучше, чем кто—либо другой: разработка и распространение новых источников энергии - от традиционных водяных колес до ядерных реакторов. Он подробно описал эту местность в предыдущих книгах, таких как "Его мастерская энергия и цивилизация". Но здесь он готовит почву для последующих глав о технологических разработках, которые стали возможными благодаря преобразованию таких ресурсов, как вода, ветер, углерод и солнечная радиация, в энергию.

Когда я читал главы 4 (артефакты, такие как соборы, автомобили и компьютеры) и 5 (общества и экономики), мне приходилось удивляться тому, как работает ум Смила. То, как он синтезирует информацию из десятков разных областей, удивительно. Я также удивлялся всем чудесам, на которых построена современная цивилизация, включая электросети, системы водоснабжения, воздушный транспорт и вычислительную технику. Книга дала мне новое понимание того, как много умных людей должны были попробовать вещи, сделать ошибки и в конечном итоге добиться успеха.

Цель профессора в этих главах - показать нам, что независимо от того, о какой области вы говорите, в конечном итоге вы достигнете пределов роста. Сталь, основа современной экономики, является отличным примером. После многих лет металлургических и механических инноваций мы просто не можем сделать это намного дешевле или с гораздо меньшим количеством энергии. В конечном счете, его анализ показывает, что то, что мы пытаемся сделать с точки зрения изменения нашей физической экономики и энергетических потоков, на которых она построена, будет беспрецедентным в нашей истории.

В главе 6 и в краткой коде Смил звучит не столько как академик, сколько как активист. Он приходит к выводу, что “отношение к биосфере как к простому собранию... товаров и услуг, которые будут безнаказанно эксплуатироваться (и использоваться в качестве свалки), должно радикально измениться”.

Вацлав Смил и Билл Гейтс

Я не согласен со всем его анализом. В частности, я более оптимистичен, чем он, в отношении степени, в которой могут быть развернуты современные технологии возобновляемых источников энергии, и темпов, с которыми ученые и инженеры будут разрабатывать новые чистые источники. На мой взгляд, Вацлав Смил недооценивает нашу ускоряющуюся способность моделировать физический мир с использованием цифровых технологий, оснащенных искусственным интеллектом. Например, будущие поколения чистой энергии будут разработаны и протестированы на компьютерах, а не на бумаге, прежде чем мы попробуем их в мире - процесс, который значительно ускорит инновации.

Но я всегда чувствовал, что Вацлав Смил не предсказывает будущее, а документирует прошлое. В этом есть большая ценность - вы не можете видеть, что будет дальше, если не понимаете, что было раньше. Никто не видит большую картину с такой широтой размаха, как Вацлав Смил.


Комментарии

Популярные сообщения